Кузнецова Юлия Александровна
педагог-психолог
первой квалификационной категории
ГБУ ДО ЦППС Кировского района
Основные направления работы:
- Индивидуальное консультирование (педагоги, родители, дети).
- Диагностическое обследование детей.
- Индивидуальная и групповая работа с детьми.
- Лекционно-просветительская деятельность(родительские собрания, семинары для педагогов, классные часы для учащихся).
Рекомендации родителям по снятию тревожности и негативных эмоциональных состояний подростков.
- Сохраняйте, поддерживайте, культивируйте благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях нужно помнить, что «чёрную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет убедить подростка, что не все потеряно, есть выход.
- Всегда воспринимайте проблемы и переживания ребёнка серьёзно, какими бы несущественными они ни казались. Не высмеивайте и не критикуйте ребёнка, не торопитесь перечислять его ошибки. Поддерживайте в ребёнке уверенность в том, что если что-то не получается, то не от того, что он неудачник, а потому, что так складываются обстоятельства, и Вы сопереживаете его чувствам и готовы всегда прийти на помощь, если он эту помощь готов принять.
- Принимайте ребёнка как личность. Это значит просто любить его таким, какой он есть, возможно, не оправдывающего всех надежд родственников, возможно, не добивающегося каких-то высот, иногда огорчающего, обижающегося, несносного. Очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений с подростком, от того, действительно ли он ощущает поддержку, любовь близких.
- Старайтесь регулярно общаться, разговаривать с ребёнком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Очень часто подростки особенно сильно испытывают чувство одиночества, отчуждения. С одной стороны, им кажется, что никто их не понимает, с другой стороны, они страдают от невозможности поделиться своими переживаниями, своим душевным смятением. В таких ситуациях подростки не настроены принимать советы, они гораздо больше нуждаются в обсуждении, проговаривании своей боли, им бывает трудно сосредоточиться на чем-то, кроме ощущения своей потерянности, безысходности ситуации. Обязательно обсуждайте ближайшее и далёкое будущее. Старайтесь строить (не навязывать) перспективы будущего совместно с подростком. Задавайтесь вопросами: что хочет подросток в будущем, как он видит свою жизнь? чего бы он хотел добиться? Рассказывайте о своих переживаниях, мыслях, честные истории из жизни, в т. ч. и о преодолении Вами и знакомыми трудных, казавшихся неразрешимыми жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить подростка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что Вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом быстрее.
- Не препятствуйте подростку в принятии самостоятельных решений (не влияющих на жизнь и здоровье его и других людей). Научите ребёнка, прежде чем принять любое решение, просчитайте последствия своих действий и меру ответственности, которую он готов взять на себя за реализацию этого решения. Постарайтесь задавать открытые вопросы, которые требуют от ребёнка подумать и ответить, не ограничиваясь односложным «да» или «нет».
- Научите ребёнка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию через активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто подростку сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребёнку завести тетрадь, в которой подросток будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от негативных мыслей.
- Поощряйте физическую активность ребёнка. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребёнку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: всевозможные виды спорта, пение, танцы. Не следует чрезмерно поощрять в ребёнке дух соревнования или стремление к общественному признанию, ведь это тоже давление, которого и так немало. Старайтесь не вынуждать подростка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с подростком, каким активным дополнительным занятием он хотел бы заниматься.
- Поддерживайте и стимулируйте творческий труд подростка и его интересы. Даже если Вам кажется, что он «впадает в детство» и ничего полезного не делает, всё это является своеобразной «разрядкой», несёт успокоение. Через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.
- Заботьтесь о том, чтобы подросток «принимал» своё тело, не отвергал свои телесные ощущения. Старайтесь сохранять контакт с взрослеющим ребёнком, в том числе на телесном уровне (объятия, прикосновения, поглаживания).
- Поощряйте ребёнка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы). Приятные необходимые обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то» являются в жизни дополнительным ресурсом для подростка.
- Поддерживайте семейные традиции, ритуалы. Причём хорошая семейная традиция должна быть интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать с течением времени, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.
- Старайтесь поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давайте подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.).
- Будьте внимательны к любым признакам возможной опасности. Запомните маркеры суицидального поведения. Наблюдайте за своим ребёнком и его друзьями. Поделитесь опасениями с взрослым окружением детей: чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем выше шансы предотвращения потенциальных подростковых попыток суицида. Не считайте, что подростки лишь пугают и манипулируют взрослыми и что в критической ситуации они не способны и не смогут решиться на последний шаг. Если Вы предполагаете риск суицида в отношении близкого или просто знакомого Вам человека, действуйте в соответствии со своими убеждениями. Опасения, что Вы преувеличите потенциальную угрозу, ничто по сравнению с тем, что может произойти непоправимое из-за вашего невмешательства.
- Научите ребёнка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.