центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Кировского района Санкт-Петербурга
|
|
---|
29
марта
2023
|
Полакайнен Светлана Александровна
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
ГБУ ДО ЦППС Кировского района
Санкт-Петербурга, секретарь ТПМПК
Основные направления работы:
- Индивидуальное консультирование (педагоги, родители, дети).
- Диагностическое обследование детей.
- Индивидуальная и групповая работа с детьми.
- Лекционно-просветительская деятельность(родительские собрания, семинары для педагогов, классные часы для учащихся).
Рекомендации для родителей
Гиперактивный ребенок:особенности воспитания в семье
СДВГ. За этим сочетанием букв стоит немало трудностей и переживаний, прежде всего, для мам. Часто мамы гиперактивных детей излишне раздражительны, импульсивны, у них часто снижено настроение. Частота депрессии среди матерей, имеющих гиперактивных детей, встречается в 18- 20% случаев (по сравнению с 4-6% среди матерей обычных детей).
Родителям в своих отношениях с ребёнком с такими особенностями необходимо придерживаться "позитивной модели": хвалить его, когда он этого заслуживает, подчёркивать даже незначительные успехи. Чаще говорить "да", избегать слов «нет» и «нельзя». Взаимоотношения с ребёнком гораздо конструктивнее строить на доверии и взаимопонимании, демонстрируя ребёнку спокойное, уверенное поведение.
Изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй), однозначно, положительно скажется на появлении желательных изменений в поведении ребёнка.
Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у них очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.
Чему же конкретно стоит уделять внимание?
- 1. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
- 2. Не стремиться угодить.
- 3. Чаще давать понять, что ребёнок вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
- 4. Занять ребёнка таким видом деятельности, чтобы он мог своим трудом, а не поведением выделиться среди сверстников.
- 5. У подобных детей высокий уровень притязаний, необходимо определить круг доступных обязанностей.
- 6. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания постоянно не делать. За несколько проступков – одно замечание.
- 7. Разрешается эмоции проявлять бурно, но негрубо.
- 8. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
- 9. Требования всех членов семьи едины.
- 10. Организовать режим дня. Пресекать бесцельное времяпровождение.
- 11. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков.
- 12. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.
- 13. Помочь ребёнку четко ориентироваться в понятиях «хорошо», «плохо», « надо».
- 14. Повышать самооценку, уверенность в себе.
- 15. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
- 16. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
- 17. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
- 18. Вызывающее поведение Вашего ребёнка – его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
- 19. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
- 20. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
- 21. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
- 22. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
- 23. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора, компьютера.
- 24. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
- 25. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть он посчитает от 10 до 1.
- 26. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.
- 27. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
- 28. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе.
Быть родителем – особое искусство. Хочу пожелать Вам терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей. Родители лучше всех знают своего ребенка, а значит быстрее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Удачи вам!